Рубрики
Новости
Новости
Саморегулирование: получат ли НОСТРОЙ и НОПРИЗ право на исключение СРО из госреестра?
Дата изменения
31.05.2023 17:05:16
Рубрика: Новости

Национальные объединения саморегулируемых организаций строительной отрасли претендуют на дополнительные полномочия – право исключения СРО из государственного реестра. Это соответствует логике совершенствования системы контроля нацобъединений над деятельностью СРО, о которой нынешней весной говорили на своих всероссийских съездах и НОСТРОЙ, и НОПРИЗ. Насколько реальна такая возможность, рассуждает эксперт «Правды о СРО».

Динамика исключений СРО из государственного реестра во внесудебном порядке в последние годы несколько снизилась. Механизм, при котором для лишения статуса СРО требуется решение двух инстанций – коллегиального исполнительного органа национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида и Федеральной службы по технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), давал осечку уже неоднократно. Не добавляет эффективности этому механизму и судебная практика, при которой НКО восстанавливают статус СРО по решению суда. И хотя в большинстве случаев такое восстановление статуса оказывается пирровой победой, прецеденты портят отчетность Ростехнадзору и наносят ощутимый ущерб авторитету национальных объединений.

Это одна из причин, по которым на крайнем съезде НОСТРОЙ вновь встал вопрос о возможности наделения национальных объединений СРО правом исключения СРО из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Такая идея не нова: ещё один из главных идеологов саморегулирования Виктор Плескачевский говорил, что, возможно, наступят такие времена, когда СРО будут принимать самостоятельные решения о том, достойна ли некоммерческая организация быть саморегулируемой или нет. После наделения национальных объединений элементами контрольных функций и функцией по ведению Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах такие времена стали ощутимо ближе. Правда, сколько пройдет времени до реализации такой возможности, сейчас сказать никто не сможет.

Вместе с тем, никто не может запретить пофантазировать в этом направлении и обратить внимание профессионального сообщества на ряд моментов, которые придется учесть при разработке законодательных инициатив, предусматривающих передачу национальным объединениям СРО прав по исключению НКО из государственного реестра СРО.

В настоящее время печень нарушений в деятельности СРО, за которые она может быть исключена из реестра, определен в части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ. К таким нарушениям относятся:

·         недостаточное количество членов СРО;

·         отсутствие сформированных в установленном порядке компенсационных фондов или несоответствие их объемов минимальным требованиям;

·         отсутствие необходимых стандартов и внутренних документов СРО или их несоответствие установленным требованиям;

·         несоблюдение требований внутренних документов СРО;

·         нарушения требований информационной открытости;

·         непредоставление документов в орган надзора за СРО и в национальное объединение СРО или предоставление недостоверных сведений.

Все перечисленные нарушения могут быть установлены и документально зафиксированы в ходе проверки деятельности СРО, в том числе без посещения самой СРО (в части проверки соблюдения требований к информационной открытости). Нет сомнений, что национальные объединения СРО могли бы справиться и с проведением таких проверок, и с фиксацией фактов нарушений.

Технически для того, чтобы национальные объединения СРО смогли принимать решения о лишении некоммерческих организаций статуса СРО без согласования с государственными органами, может потребоваться выполнить ряд условий:

1.    Наделить национальные объединения СРО правом ведения реестра СРО.

2.    Установить для национальных объединений СРО регламент наделения статусом саморегулируемой организации некоммерческие организации и включения их в реестр СРО.

3.    Уставить право национальных объединений СРО на проведение проверок СРО.

4.    Установить регламент проведения таких проверок и документального закрепления результатов контрольных мероприятий. (С учетом большой роли правового статуса СРО для системы государственного заказа, скорее всего, нормативная база для таких проверок будет аналогичной требованиям, применяемым к проверкам со стороны государственных органов, которыми предусмотрен фиксированный срок на устранение выявленных нарушений, сохранение процедуры признания недействительности результатов контрольных мероприятий, по аналогии со статьей 91 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и т.п.)

5.    Установить порядок утверждения результатов контрольных мероприятий с рекомендаций об исключении СРО из государственного реестра. Можно прогнозировать, что вопрос отнесения данного решения на уровень высшего или исполнительного органа национального объединения, а также сама процедура принятия таких решений станут наиболее дискуссионными. С другой стороны, если вспомнить, что получение статуса СРО и членство в национальном объединении СРО сейчас наступают одновременно, такие решения мог бы принимать именно съезд – голосами не менее 2/3 членов объединения.

6.    Установить сроки и процедуру реализации принятого решения о лишении статуса СРО. В текущей правовой ситуации – это подача в установленный срок соответствующего иска в суд.

Практика предыдущих лет показала, что внесудебная процедура лишения статуса СРО была достаточно эффективной в период введения принципа регионализации и коренных изменений в законодательные требования к работе СРО. В последние годы внесудебное исключение, как правило, становится причиной длительных судебных разбирательств. Поэтому представляется важным при передаче прав по лишению организаций статуса СРО на уровень национальных объединений соблюсти один из главных процессуальных принципов – состязательность, когда каждая из сторон имеет возможность доказывать свою правоту. Хотя нельзя исключать, что найдутся сторонники реализации этого принципа не на уровне судебной системы, а на уровне всероссийских съездов (общих собраний) членов национальных объединений.

Вместе с тем, установление возможности лишения статуса СРО исключительно в судебном порядке позволит сформировать устойчивую судебную практику. Которая, в свою очередь, по истечении разумного срока (в пять или десять лет), позволит на её основе говорить о наделении национальных объединений СРО правом на внесудебное исключение СРО из реестра.

ПРАВОВЕД
специально для 
«Правды о СРО»