Рубрики
Новости
Новости
Проект приказа «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям
Дата изменения
14.10.2014 12:10:00
Рубрика: Новости

 Уважаемые коллеги!

На едином портале  раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru  размещен для обсуждения ведомственный приказ «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и строительству, влияющих на безопасность капитального строительства» (проект).

НП «СРО ОСГиНК» вместе с НОСТРОЙ предлагает Вам принять активное участие в обсуждении указанного документа, который предлагается к утверждению взамен приказа от 30.12.2009 № 624, напрямую касающегося деятельности строительного сообщества. Просим замечания и предложения направлять до 14.11.2013 г. по адресам: seleznev@osgink.ru; Lpmoiseev@osgink.ru.

Публикуем замечания и предложения к обсуждаемому нормативному акту, скомпонованные по стандартной  форме обсуждения и призываем дополнить его своими замечаниями и предложениями.

        

Замечания и предложение (наполнение активной ссылки).

«На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлено предлагаемое регулирование? Актуальна ли данная проблема сегодня?

Насколько обоснованной, на Ваш взгляд, является проблема, указанная разработчиком в сводном отчете?

Каким образом, на Ваш взгляд, указанная разработчиком в сводном отчете цель предлагаемого регулирования соотносится с проблемой?

 

Предлагаемое регулирование направлено на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Данная проблема весьма актуальна.

Действующий нормативный правовой акт, регулирующий данные отношения, существенно устарел и требует переработки в соответствии с практикой его применения и изменениями законодательства.

Цель разработки ведомственного приказа соответствует проблеме.

 

Позволит ли принятие нормативного правового акта решить поставленную проблему?

Существуют ли иные реалистичные способы решения указанной проблемы? Если да, укажите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и (или) более результативны?

 

Принятие ведомственного акта, на наш взгляд, в предлагаемом виде не позволит решить поставленную проблему.

Необходима тщательная переработка ведомственного приказа с учетом мнения строительного сообщества, субъектов осуществления строительной деятельности, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на выработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, а также на осуществление надзора в сфере строительства, иных заинтересованных лиц.

 

Насколько обоснованными, по Вашему мнению, являются введение новых функций, полномочий, обязанностей и прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, предлагаемый порядок их реализации, а также оценки трудозатрат и численности сотрудников?

Укажите имеющиеся у Вас количественные оценки (с указанием источников данных). Насколько обоснованной является оценка соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации?

 

Для органов государственной власти и органов местного самоуправления новых функций, полномочий, обязанностей и прав не вводится.

Расходов бюджетной системы Российской Федерации не предусматривается.

Вместе с тем,  неопределенность многих положений, содержащихся в предложенном проекте ведомственного акта, повлечёт за собой увеличение нагрузки на органы строительного надзора и надзора за саморегулируемыми организациями.

Кроме того, предложенный проект не соответствует требованиям п. 17 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 №  953-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса"».

 

Оцените, насколько понятны предусмотренные проектом нормативного правового акта обязанности, ответственность субъектов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти?

Считаете ли Вы, что предлагаемые нормы не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Если да, укажите такие нормы и нормативные правовые акты.

 

Предусмотренные проектом ведомственного акта нормы не ясны для применения по следующим основаниям:

1.           Предлагаемая сквозная нумерация видов работ проекта Перечня только условно делит сферы деятельности изыскателей, проектировщиков и строителей. Двойное толкование отдельных видов работ, дает возможность расширить сферу деятельности СРО в пределах всего предлагаемого Перечня.

2.           Наличие в проекте Перечня отметок о необходимости получения лицензии «по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений» - прямой путь к двойному регулированию, а, следовательно, дополнительной нагрузки на бизнес. Отметка обязывает получить лицензию даже в тех случаях, когда выполняемые работы не связаны с обеспечением пожарной безопасности объектов капитального строительства.

Пример:

А) Вид работ 29.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений <4>.

В этот вид работ включены работы по монтажу каркасов зданий, монтаж конструкций полносборных зданий из трехслойных алюминиевых панелей, монтаж стен из панелей «сэндвич», эти работы никак не связаны с работами по обеспечению пожарной безопасности объектов капитального строительства.

Б) 31.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами <4>,  <*>     

Эти работы предполагают нанесение защитного покрытия, в том числе от атмосферных осадков. Установление отметки <4>, обяжет получить лицензию строительную компанию, выполняющую капитальный ремонт, например стальных мостов.

3.           Разработчик превысил свои полномочия, установив требование в необходимости наличия лицензии по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений. Следуя логике разработчика, в проекте Перечня следовало бы установить необходимость получения лицензии в области использования атомной энергии; на производство маркшейдерских работ; деятельности связанной с защитой государственной тайны и т.д.

Кроме того, следует отметить, что «лицензирования по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений» Федеральным законом от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено.

4.           Как соотносятся виды работ при наличии у них двух отметок одновременно:

<4> данные виды работ требуют лицензирования по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений;

<*> данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Каков в данном случае круг субъектов, требующих получения лицензии? Должны ли получать лицензию предприниматели, выполняющие работы на объектах, не указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, например, при установке бытовых кондиционеров (вид работ «34.4 Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха <4>, <*>) в жилых домах.

5.           Не понятен порядок применения астериска, поскольку один и тот же вид работ в зависимости от объекта капитального строительства не может становиться «оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства» и «не оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства».

6.           Появляется правовая неопределенность Перечня – это «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и строительству, влияющих на безопасность капитального строительства» или «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»?

7.           Не ясно кто должен принимать «Перечень видов работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», предусмотренный ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

8.     Имеют место и множество иных вопросов.

Неясность правового регулирования неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны государственных органов при осуществлении ими административных процедур.

 

Подготовленный проект не отвечает требованиям действующих нормативных правовых актов. Вот некоторые из них:

1.     Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части не соответствия понятийного аппарата и требований ч. 3.4 ст.49);

2.     Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

3.     Федеральный закон от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (не отражена необходимость получения свидетельства о допуске заказчиком, являющимся лицом, осуществляющим подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, иметь соответственно свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации; или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (ч. 5 ст. 8));

4.     Федеральный закон от 29.11.2010 № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в отношении вида работ «20.13.Устройство наружных линий связи», обозначенного астериском, что не соответствует закону «О связи»);

5.       Федеральный закон от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части выполнения работ при реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства);

6.       Федеральные законы Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации отраслевого назначения, устанавливающие новые понятия, которые требуют внесения изменения наименований видов работ Перечня;

7.       Решение Верховного суда от 09.04.2013 № ГКПИ 13-7 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими ряда пунктов раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624» (в части необходимости в получении лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений только в случае выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности объектов капитального строительства в период его эксплуатации);

8.       Протокол совещания в Минрегионе России от 6.10.2011 (в части необходимости модернизации приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624);

9.     Письм Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству от 6.02.2012 № 3.31-19/58 в адрес Минрегиона России (в части необходимости осуществления строительного контроля застройщиком);

10.                       Заключения об оценке регулирующего воздействия, подготовленных Минэкономразвития России от 28.02.2011 и от 29.06.2012;

11.                       Представление Минюста России в адрес Минрегиона России от 23.07.2012 № 01/58180-АК (в части исполнения рекомендаций Заключения об оценке регулирующего воздействия;

12.                        Предложение Минюста России от 21.11.2012 №01/94871-АК  об отмене нормативного правового акта или его отдельных положений.

Кроме того, при подготовке Проекта не учтён проект Технического регламента Таможенного союза о безопасности зданий и сооружений, принятие которого Правительством Российской Федерации поставлено на жёсткий контроль.

 

Какие, по Вашей оценке, субъекты предпринимательской и иной деятельности будут затронуты предлагаемым регулированием (по видам субъектов, по отраслям, количество в Вашем районе или городе и проч.)?

Укажите имеющиеся у Вас количественные оценки расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений (с указанием источников данных), в том числе следующие виды расходов: прямые денежные расходы (плата за лицензии, сертификаты и т.п.), дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью и т.п., повышение неопределенности при инвестировании, ограничение доступа к различным рынкам, повышение цен на ресурсы, затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке, затраты на предотвращение или компенсирование возможного переключения потребителей или поставщиков.

Укажите прямые и косвенные, а также единовременные и периодические издержки.

 

Предлагаемым регулированием затрагиваются интересысаморегулируемых организаций и их членов в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, а это более 200 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для выполнения работ на опасных производственных объектах по новому перечню по группам работ №34 и №42 необходимо будет помимо допуска СРО получать лицензию МЧС, что принесет дополнительные финансовые обременения.

Прямые издержки

– затраты на переоформление свидетельств о допуске 120 000 только строительных организаций, а также необоснованная обязанность получения лицензии по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений.

Косвенные издержки

– трудозатраты, связанные с переоформлением свидетельств о допуске, затраты членов саморегулируемых организаций с получением свидетельства (проведение общих собраний, пересылка новых требований в Ростехнадзор, проезд, для получения свидетельства лично).

– на внесение изменений в принятые стандарты Национального объединения (в настоящее время утверждено более  120 стандартов, из них издано более 80) и стандарты саморегулируемых организаций (более 60% приняли стандарты Объединения);

– возможные злоупотребления при проведении торгов в период проведения замены свидетельств, а также при проведении контрольных мероприятий надзорными органами. Совокупные затраты для саморегулируемых организаций и их членов не менее 100 млн. руб.

 

К каким последствиям может привести принятие нормативного правового акта? Приведите конкретные примеры.

В какой степени указанные в сводном отчете риски и негативные последствия поддаются контролю с помощью указанных методов? Представьте имеющиеся предложения по применению наиболее эффективных методов контроля рисков.

 

Принятие нормативного правового акта приводит к смешению работсфере инженерных изысканий, проектирования и строительства, вносит правовую неопределенность. Обязывает получать лицензии в случаях, когда получение таких лицензий не требуется.

В целом проект ведомственного приказа не достигает заявленных целей.

 

Существуют ли в предлагаемом проекте нового регулирования положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и иной деятельности?

Приведите обоснования по каждому такому положению, дополнительно определив: - приводит ли исполнение положений регулирования к избыточным действиям или, наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и иной деятельности; - приводит ли исполнение положения к возникновению избыточных обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, к необоснованному существенному росту отдельных видов затрат или появлению новых необоснованных видов затрат; - устанавливается ли положением необоснованное ограничение выбора субъектами предпринимательской и иной деятельности существующих или возможных контрагентов, в том числе поставщиков и потребителей; - соответствует ли положение обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо существующим международным практикам, используемым в данный момент?

 

Представленный проект содержит положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской деятельности:

1.           Проект накладывает дополнительные требования на лиц, выполняющих строительные работы в части необходимости получения лицензии по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, даже при отсутствии необходимости получения такой лицензии.

Однако в процессе первого этапа подготовки Проекта ведомственного акта, замечаний по данному поводу не высказывалось, что отражено в сводном отчёте.  Поэтому основания для включения такой нормы в проект Перечня у разработчика отсутствуют.

2.           Проект ведомственного приказа не учитывает Решение Верховного суда от 09.04.2013 № ГКПИ 13-7 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими ряда пунктов раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624». Устанавливая обязанность получения лицензии, разработчик вносит правовую неопределенность в отношении строительных работ связанных с обеспечением пожарной безопасности, усугубляя тем самым существующую ситуацию.

3.           Объединение единой нумерацией видов работ, различных сфер строительной деятельностинеобоснованно затрудняет ведение предпринимательской деятельности ивводит в заблуждение строителей, заказчиков, надзорные органы.

 

Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть проблемы и трудности с контролем соблюдения требований и норм, вводимых проектом нормативного правового акта?

Предусмотрен ли механизм защиты прав хозяйствующих субъектов в рамках предлагаемого регулирования?

Существуют ли, на Ваш взгляд, особенности при контроле соблюдения предусмотренных требований различными адресатами регулирования?

 

Наличие в проекте астерисков (знака «*» и сноски <4>) создаёт трудности с контролем соблюдения требований и норм, вводимых проектом нормативного правового акта.

Механизм защиты прав хозяйствующих субъектов в рамках предлагаемого регулирования не предусмотрен.

Проектом не защищены права потребителей строительных услуг.

Проект не достигает заявленных целей.

Проект создает трудности в его правоприменении.

 

Являются ли, на Ваш взгляд, обоснованными предполагаемая дата введения нового регулирования, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения?

Представьте имеющиеся у Вас предложения.

 

В проекте приказа отсутствует порядок его вступления в законную силу, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации.